Новости и Интервью

ЧЕСТНАЯ ПРЕМИЯ

Руслан Чернобаев - президент международной премии для дизайнеров и архитекторов ADDAWARDS.RU, медиа менеджер и предприниматель с опытом развития собственных проектов в сфере дизайна интерьера, архитектуры и смежных направлениях, учредитель и издатель профильного журнала «Жилая Среда», инициатор и организатор значимых событий для Санкт-Петербурга в сфере креативных индустрий, дизайна и архитектуры дал интервью нашему журналу, в котором он рассказал о премии ADDAWARDS.RU и о том, какими принципами он руководствуется при выборе участников и победителей.


  • Руслан, расскажите , как вам пришла идея создания премии ADDAWARDS.RU? С чего всё началось?

Все началось в далёком 2014 году. К тому времени я уже более десяти лет работал в сегменте интерьерного и предметного дизайна - издавал журнал «Жилая среда» и газету «4room», проводил Неделю дизайна в Санкт-Петербурге и организовывал бесконечное число всевозможных дизайн-мероприятий. У меня было много интересных стартапов, но вот сильного онлайн проекта для дизайнеров не было. И когда ко мне обратились несколько уважаемых архитекторов и дизайнеров с запросом на создание независимой профессиональной премии, я воспринял эту задачу как вызов. Определился с форматом, проанализировал несколько десятков премий из различных областей и сразу решил положить все алгоритмы работы этого проекта на цифровую платформу.
Так появилась ADDAWARDS.RU - честная премия, в которой каждый может принять участие, а профессиональное жюри оценит работы без сносок на какие бы то ни было личные взаимоотношения. Цифровая платформа максимально этому способствует, потому что все работы размещены без указания авторства, голосование происходит онлайн, без обсуждений и доминирования чьего-либо мнения. Потом все оценки складываются в единую точку зрения и формируют общую финальную оценку проектов.
Создавая цифровую платформу, я изначально задумывал полноценное сообщество архитекторов и дизайнеров, внутри которого формируются рейтинги, подбираются поставщики, появляются новые клиенты. Уже на старте проекта были заложены его базовые элементы, которые сегодня интегрируются в новую модель. Появилось то, что мы называем экосистемными решениями, - хорошо сформулированное понятие профессионального сообщества. И все это сейчас - новые этапы развития премии ADDAWARDS.RU.

  • Как вы оцениваете предметный дизайн в России сегодня и перспективы его развития?

Ответ на этот вопрос тоже уходит корнями в 2014 год, когда впервые стали звучать достаточно странные для меня формулировки импортозамещения. Дело в том, что в дизайне само понятие «замещение» чего бы то ни было не имеет большого смысла. Дизайн регулируется исключительно творческими импульсами авторов и готовностью рынка к реализации этих творческих идей. В этом состоит феномен итальянского рынка - мирового центра интерьерного дизайна, как и французского - где бурно развилась фэшн-индустрия, и азиатского - с точки зрения интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь. Мы всегда будем отражением готовности нашего рынка к потреблению тех продуктов и тех идей, которые производим. На сегодняшний день у российских дизайнеров сложилась достаточно сложная ситуация, потому что запрос у потребителя есть, а возможности рынка пока ограничены.

Российский дизайнер сегодня живёт и работает в условном треугольнике. Во-первых, спрос потребителя достаточно «сформирован» и высок, потому что есть многолетний опыт потребления высокоуровневого западного дизайна в любой ценовой категории: от тяжёлого люкса до условной «икеи». Во-вторых, российский производитель уже может выпускать продукцию довольно высокого качества, но не обладает достаточным опытом работы с российскими дизайнерами. Дизайнер в России всегда был на «третьих ролях» - после экономики продукта и производственных возможностей. Переворота, когда экономика и производство подстраиваются под идею дизайнера, пока не случилось. И в-третьих, сама профессия предметного дизайнера в России сведена до уровня активностей некоторых творческих людей, которые самореализуются в предметном дизайне, но ещё не сформированы рыночные принципы работы промышленных дизайнеров. Чтобы снять эти ограничения, нужно повысить уровень профессионализма предметных дизайнеров и интегрировать эти процессы во все этапы индустриального цикла: от подготовки образованных кадров в вузах до полноценной интеграции дизайн-мышления в производственные процессы.
Когда дизайнеры будут работать в связке с производственными отделами предприятий и займут первоочередную роль в подготовке продукта, тогда и наступит новая эра развития отечественного дизайна. И дело будет только за хорошей подачей и раскруткой российских брендов, чем уже сейчас занимается команда премии и наши партнёры из проекта “Made in Russia”.

  • Как вы думаете, когда наступит время, когда мы сможем гордиться “made in Russia” в нашей индустрии и перестанем недооценивать свои успехи?

Дизайн не является замершей дисциплиной. У него всегда есть возможность рвануть вперёд или остаться на нижних позициях. Все зависит от того, насколько рынок будет готов к новым тенденциям, трендам и насколько будет готов потребитель. В отличие от искусства, дизайн имеет прикладной характер, и когда российский потребитель начнёт активно покупать российский дизайн, это и будет, наверное, самая лучшая оценка качества и предмет для гордости.

  • Мы знаем, как много внимания вы уделяете защите авторских прав во время отбора работ. Какая статистка по данному вопросу на сегодня и какие меры принимаются организаторами премии?

Мы предупреждаем участников о том, что, подавая работу на нашей платформе, они несут полную ответственность за нарушение авторского права. Каждый год у нас фиксируется 1-2 случая, когда участники нам пишут, что они усматривают в той или иной работе либо плагиат, либо аспекты неправомерного использования результатов работы дизайнера. У нас есть вполне стандартный подход к этому вопросу, разработанный совместно с нашим юристом.

Каждый участник любого публичного проекта принимает на себя полную ответственность, в том числе и юридическую, за соблюдение авторского права. Мы всегда рекомендуем в первую очередь выяснить в диалоге между собой причину конфликта, и если не смогут договориться, то обратиться в суд. А спорную работу мы закрываем от внешнего публичного просмотра, иногда перенося её на следующий сезон, иногда просто снимая с конкурса. Но мы никогда не встаём в позицию ментора, либо стороны, принимающей окончательное решение. Это - юридическое поле, и оно достаточно хорошо описано и отрегулировано в судебной практике.

При этом хочу подчеркнуть, что сам факт публикации проекта на онлайн платформе с указанием авторства по законам Российской Федерации уже является фактом закреплённого в медиаполе и в юридическом пространстве авторского права. Говоря простыми словами, если кто-то когда-то захочет использовать ваш проект, который вы опубликовали на сайте премии ADDAWARDS.RU, вы легко докажете своё авторство. Дата и время публикации каждого проекта на сайте фиксируется на нашем сервере, и этот факт можно использовать в качестве доказательства при любых судебных разбирательствах. Поэтому публикуйте свои проекты на платформе addawards.ru и защищайте своё авторское право.